Статья 20216

Название статьи

                                       ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В                                        ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Авторы

Королева Ларианна Юрьевна, аспирант, Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, 68) , larianna87@gmail.com

Индекс УДК

377

DOI

10.21685/2072-3024-2016-2-20

Аннотация

Актуальность и цели. Сегодня педагогика проявляет повышенное внимание к творческому потенциалу человека и нацелена на развитие креативности будущих специалистов, их способности творчески и наиболее эффективно применить профессиональные знания и умения. Однако творческая деятельность человека, как отмечают исследователи в разных областях науки, остается непознанной сферой. Цель исследования – выявить характеристики креативной личности и факторы, влияющие на развитие креативности.
Материалы и методы. Реализация целей исследования достигнута на ос-нове изучения научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития креативной личности. Проведен анализ исследований в области изу-чения качеств креативной личности (Б. Г. Ананьев, А. М. Матюшкин, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, Е. П. Торренс и др.); мотивационных характери-стик креативности (Э. Боно, Е. С. Рапацевич, К. Роджерс, В. Ю. Сапугольцев, К. Юнг и др.); Я-концепции творческой личности (В. И. Андреев, Е. Д. Бес-панская, Т. А. Барышева, С. А. Новоселов, Л. С. Попова и др.); взаимосвязи деятельности и креативности (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн и др.); влияния среды на развитие креативности (В. Н. Дружинин, Д. Саймонтон и др.).
Результаты. В материалах статьи представлен анализ литературных ис-точников, посвященных формированию креативной личности. Выявлены ха-рактеристики креативной личности, факторы, влияющие на развитие креатив-ности.
Выводы. Выявленные факторы развития креативности могут лечь в основу организации образовательной среды и деятельности, разработки педагогических методов и средств, направленных на развитие креативности студента как качества, способствующего личностному и профессиональному становлению.

Ключевые слова

творческое развитие, творчество, креативность, развитие креативности, дизайн-образование.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Винославська, А. В. Психология : учеб. пособие / А. В. Винославська, О. А. Бреусенко-Кузнецов, В. Л. Зливков, А. Ш. Апишева, О. С. Васильева. – Киев : ИНКОС, 2005. – 351 c.
2. Варлакова, Ю. Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогиче-ского образования : дис. … канд. пед. наук / Варлакова Ю. Р. ; Красноярский гос-ударственный педагогический университет. – Красноярск, 2013. – 208 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобре-тательских задач / Г. С. Альтшуллер. – 2-е изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 400 с.
4. Боно, Э. Учите своего ребенка мыслить / Э. Боно ; пер. с англ. – 2-е изд. – Минск : Попурри, 2008. – 432 с.
5. Никитин, Б. П. Способный ребенок не дар природы (Теория возникновения творческих способностей) / Б. П. Никитин. – URL: http://nikitiny.ru/sites/default/files/books/%20возникновения%20и%20развития%20творческих%20способностей.pdf (дата обращения: 02.02.2015).
6. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр, 1997. – 224 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Наука, 2000. – 351 с.
8. Torrance, E. P. The nature of creativity as manifest in the testing / E. P. Torrance // The nature of creativity / eds. by R. Sternberg, T. Tardif. – Cambridge : Cambr. Press, 1988. – P. 43–75.
9. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 164–168.
10. Боно, Э. Курсы развития мышления / Э. Боно. – Минск : Попурри, 2012. – 128 с.
11. Cовременный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – М.:Современное слово,2001.–928с.
12. Сапугольцев, В. Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма : дис. … канд. пед. наук / Сапугольцев В. Ю. ; Оренбургский государственный уни-верситет. – Оренбург, 2011. – 244 с.
13. Карепова, Э. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве // «ПСИ-ФАКТОР» – информационный ресурсный центр по научной и практической пси-хологии. – URL: http://psyfactor. org/lib/envy.htm (дата обращения: 02.02.2015).
14. Хиллман, Д. Миф анализа: Три очерка по архетипической психологии / Д. Хиллман. – М. : Когито-Центр, 2005. – 352 с.
15. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М. : Педагогика, 1972. – 168 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 720 с.
17. Абульханова, К. А. Диалектика человеческой деятельности / К. А. Абульха-нова. – М. : Наука, 1979. – 224 с.
18. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. – М. : Просвещение, 1973. – 124 с.
19. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – М. : Политиздат, 1976. – 144 с.
20. Кинякина, О. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интен-сив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Кинякина, Т. Захарова, П. Лем, Ю. Осокова, О. Овчинникова. – 2-е изд., улучш. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – 848 с.
21. Беспанская, Е. Д. Я-концепция подростков с различным уровнем креативно-сти и познавательной активности / Е. Д. Беспанская // Электронная библиотека БГУ. – URL: http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/10934 (дата обращения: 02.02.2015).
22. Новоселов, С. А. Управление креативностью как фактор профессионального развития личности / С. А. Новоселов, Л. С. Попова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 58–64.
23. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных техно-логий, 2006. – 470 с.
24. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.
25. Шилов, Ю. Е. Развитие Я-концепции студентов вуза в процессе профессио-нального становления : автореф. дис. … канд. психол. наук / Шилов Ю. Е. – Казань, 2006. – 18 с.
26. Архипова, А. Ю. Я-концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб. : Реноме, 2011. – С. 16–18.
27. Еськов, В. М. Поддержка одаренности – социальная необходимость для под-держки безопасности России : моногр. / В. М. Еськов. – Сургут : Изд-во СурГУ, 2001. – 205 с.
28. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М., 1961. – 536 с.
29. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : моногр. / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
30. Зникина, Л. С. Условия формирования профессиональной компетентности специалистов / Л. С. Зникина // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука – практике». Новые исследования. – 2004. – № 4. – С. 18–20.

 

Дата создания: 10.08.2016 13:39
Дата обновления: 23.09.2016 11:31